Магазин — это не просто «место», где продается товар и есть продавцы. Правильная атмосфера внутри задает настроение как для работников, так и для потенциальных покупателей. Одним из инструментов прямого воздействия на человека является освещение. Оно подчеркивает выгоды не только того или иного магазина, а также отдельных витрин в кафе. С помощью грамотно подобранного освещения можно не только привлекать клиентов, но и оптимизировать расходы на электрическую энергию.
Умные гирлянды Twinkly — это новый виток в организации света. Современные световые приборы показывают, как можно сделать даже самую простую витрину популярной для потенциальных клиентов.
А для организации нового пространства потребуются минимальные затраты.
Ритейл — почему свет
так важен?
Свет важен не только для розничной торговли. Первое, на что «падает» взор покупателя — это витрина. Освещение должно быть мягким и не ослепляющим. Этого достаточно для привлечения внимания. Если витрина «слепит», человек заинтересуется в товаре, но не сможет нормально его рассмотреть. С большой долей вероятности он просто пройдет мимо.
Где еще нужен свет:
Залы. В торговых залах можно делать акцент на конкретные витрины или группы товаров, а также создавать общее освещение. Не нужно стремиться к яркости или тусклости, должна сохраняться «золотая середина». Именно она дарит потенциальным покупателям комфорт.
Примерочные. Актуально в том случае, если это магазин одежды или обуви. Чтобы человек «согласился»
на покупку, свет в примерочной должен быть насыщенным, но не сильно ярким. Умный сценарий в данном случае решает все. Теплый свет располагает, подчеркивает правильные углы. Смотря на себя, человек должен получить «мотивацию» на совершение дальнейшего действия.
Стоит отметить, что магазины работают в сложном графике, а продуктовые супермаркеты могут функционировать круглосуточно. Использование обычных ламп накаливания — это внушительные расходы на электроэнергию. Светодиодные лампочки снижают расходы на 30-70%.
Зачем магазину световой сценарий?
Свет решает много задач, и это факт.
Использование определенных световых сценариев это:

Возможность подчеркнуть товар. Правильно подобранный свет подчеркивает привлекательность товара. Но в этом вопросе нельзя «перегибать». Если намечается распродажа или нужно выделить конкретную группу товаров, это и нужно делать. Чрезмерная яркость во всем магазине ни к чему, она создает лишь дополнительное давление на глаза.
Создание комфортной атмосферы. Да, свет решает. Слишком тусклое освещение ухудшает видимость
и вызывает общий дискомфорт. Яркость работает в таком же формате. Как упоминалось ранее, нужна «золотая середина».
Повышение лояльности посетителей. Правильно выстроенный сценарий света привлекает внимание клиентов, влияет на их настроение, побуждает к покупке.
Сохранение энергии. Да, светодиодные лампы действительно экономичны, вне зависимости от сложности светового сценария и количества задействованных источников света.
А теперь о дизайне
При проектировании световых сценариев необходимо полагаться не только на желаемый результат,
но и установленные нормы. Количество источников света нужно определять самостоятельно для каждого магазина.
Некоторые принципы в дизайне при составлении светового сценария:
• Сохранение баланса между общим и акцентным светом. Акцентный свет — это тот, который выделяет конкретные зоны. Он ярче и более привлекательнее, но при этом не должен теряться среди общего освещения. Выделяем ключевые детали, но не забывает об организации общего света в других зонах, включая примерочные.
• Учет особенностей конкретного помещения. У каждого магазина своя площадь, группа товаров
и концепция. При формировании светового сценария учитывается размер и габариты магазины, это обязательно. Не забываем о главных и второстепенных зонах.
• Правильная подсветка витрин. Умные гирлянды можно устанавливать на само стекло, избегая при этом бликов.
А что по результатам KPI?
KPI — это ключевые показатели эффективности. В нашем случае речь идет об эффективности и уместности светового сценария. Что входит в KPI? Особые метрики, отражающие качество и результат действий
за конкретный промежуток времени. Проще говоря, проводится анализ эффективности внедренного светового сценария.
Что входит в KPI:
• Показатель освещенности. И для каждого объекта — он свой.
• Равномерность распределения света. При этом, учитываются особенности самого помещения, а также его площадь. На больших объектах нужно больше света, и он не должен концентрироваться в одном месте.
• Индекс цветопередачи. Этот показатель отражает степень правильности передачи цвета на конкретном объекте, опираясь на заведомо установленные цели.
• Коэффициент пульсации. Этот показатель отражает степень мерцания светильника.
Как все это работает на практике?
Существуют готовые световые сценарии, которые помогут решить ряд поставленных задач.
Приведем примеры:
Сценарий «Открытие магазина». Он активируется в тот момент, когда магазин только открыли.
На данном этапе витрины «светятся» максимально ярко. Цель – привлечь внимание клиентов. Сценарий короткий, буквально на несколько минут (максимум до 2 часов).
Сценарий «Активная фаза рабочего дня». Внимание при открытии привлекли, теперь работаем
над подачей товара. Витрины должны светиться естественным светом и побуждать клиента к покупке.
Сценарий «Конец рабочего дня». Вечером в магазин приходят уставшие клиенты или лица, которым нужно быстро совершить покупку. И тут нужно действовать грамотно. Делаем свет приглушенным, теплым, комфортным. В конце рабочего дня — это то, что нужно.
Сценарий «Закрытие магазина». Никаких лишних источников света. Акцент с витрин внутри помещения можно убрать. «Главные» витрины светятся мягким светом, который показывает ассортимент, но уже
не привлекает внимание.
Если планируется распродажа, можно запустить сценарий «Акцент». В его основе лежит выделение конкретной группы товаров: это могут быть акционные позиции или зоны с новой коллекцией. Сделайте их чуточку ярче. Выделите среди других товарных позиций.
Управлять сценариями можно через мобильное приложение. Заблаговременно «загрузив» их. А благодаря наличию календаря событий, можно регулировать их запуск как в течение дня, так и в определенные дни месяца.
Подсветка витрин в кафе и ресторанах
Кафе и рестораны — это отдельная тема. В реализации световых сценариев необходимо придерживаться принципа многослойности. В приоритете должны быть гирлянды с мягким «теплым» светом средней яркости. Такие оттенки располагают на приятное времяпровождение и расслабление.
Холодные оттенки под запретом. Они подходят для рабочих зон, кухни, подсобок. Но для общего зала и,
тем более, витрин — это не лучший вариант. То же самое касается и тусклого света. Приглушенное освещение провоцирует «поспать», но не приятно посидеть в компании или просто «в одиночку» попить кофе.
Каких приемов нужно придерживаться:
Зона приема заказов. Здесь подойдут светильники с мягким светом. Если это бар, то подчеркнуть можно барную стойкую или сделать привлекательный акцент на стульях. Цветовая подсветка задает определенное стилистическое направление, подчеркивает оригинальность интерьера, побуждает клиентов к заказу напитков.
Умные гирлянды с регулировкой света. Выбирайте варианты, в которых можно регулировать яркость. Таким образом, сделаете акцент на конкретных предметах интерьера. Главное — плавное изменение оттенков. А еще, умная гирлянда может работать «в унисон» с музыкальными композициями. Как результат, можно воссоздать неповторимую атмосферу.
Подсветка столиков. Столики можно выделить на фоне общего света, ровно, как и витрины. Это может быть акцентное освещение. Главное, чтобы клиент чувствовал себя легко и комфортно. Опираясь на этот принцип, можно зонировать помещение.
Использование новых технологий значительно упрощает постановку и реализацию световых сценариев.
А применение специальных умных гирлянд снижает нагрузку на электрические сети. Да и в целом, светодиодные лампы способны прослужить длительный срок.
За счет умной автоматизации и «программирования» можно задавать различные световые сценарии
и управлять ими с помощью мобильного приложения.
Внедрение системы KPI
Внедрение системы KPI в ресторанах и кафе имеет массу причин, включая:
Улучшение производительности. Такой подход позволяет установить конкретные цели и ожидания от световых сценариев. Соответственно, правильно подобранный свет мотивирует клиентов на заказ/покупку.
Оптимизация ресурсов. KPI помогут выделять световые сценарии, которые работают более эффективно.
За счет чего, все действующие варианты подстраиваются под тот, который дает результаты.
Управление качеством. Ключевые показатели эффективности помогают контролировать внедренные световые сценарии. А при необходимости — запросто корректировать их.
Каждый показатель эффективности нуждается в периодическом анализе. Невозможно составить сценарий, который будет идеально работать. Нет, такое возможно, но на практике, корректировка требуется
на постоянной основе.
И в заключении
Будь то освещение витрины ресторана, магазина или другого объекта — оно должно быть комфортным
и привлекательным. И для этого используются световые сценарии. Каких принципов нужно придерживаться:
• Умеренная яркость. Мягкий и теплый свет без раздражения и перевозбуждения нервной системы.
• Многоуровневость. Распределяем свет по уровням — от потолка к витринам.
• Экономия в прошлом. Умные гирлянды Twinkly — это уже экономно и безопасно.
• Планирование сценариев. Составление сценария — это не простой процесс, каждый элемент должен быть продуман до мелочей.
• Нейтральный дневной или теплый свет. Это база для комфортной и расслабляющей атмосферы.
Свет должен соответствовать назначению каждой зоны, будь то витрина, отдельные столики или полки
с товарами. Twinkly — это дизайнерское освещение, которое способно решать любые поставленные задачи, создавая неповторимую атмосферу.








